СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 5 1.3. Возрастные характеристики детей 6 1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы 7 дополнительного образования детей дошкольного возраста. Раздел 2. Содержание общеразвивающей программы 8 2.1. Учебно-тематический план программы 8 2.2. Содержание учебно – тематического плана программы 9 2.3. Методическое обеспечение программы «Волшебный квадрат». 19 2.4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) 37 воспитанников Раздел 3. Комплекс организационно – педагогических условий 3.1. Условия реализации программы 39 3.2. Система оценки результатов освоения программы 39 Список используемой литературы 43 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный квадрат» разработана на основе: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018г. №196; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г.№09‒3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных (включая разноуровневые программы); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648‒20 «Санитарно-эпидемиологические требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (вступили в действие с 01.01.2021г.) - Положения о рабочей программе педагога дополнительной образования МБДОУ детский сад №4 «Светлячок»; - Устава МБДОУ детский сад №4 «Светлячок». Оригами – это японское искусство складывания бумаги. Секрет огромной популярности оригами прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать целый увлекательный, ни на что непохожий мир. В современном мире оригами привлекает внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольника пространственных представлений 3 логического мышления, геометрических понятий. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: обучающиеся запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. В плане подготовки и адаптации обучающихся к школе занятия по оригами ценны тем, что формируют важные качества обучающихся: - умение слушать педагога; - принимать умственную задачу и находить способ ее решения; - переориентировка сознания обучающихся с конечного результата на способы выполнения; - развитие самоконтроля и самооценки; - осознание собственных познавательных процессов. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадрат» модифицированная, художественной направленности. Программа разработана с учетом наглядно – методического пособия С. Мусиенко, Г. Бутылкиной «Оригами в детском саду» и Т.И. Тарабариной «Оригами и развитие ребенка». Актуальность программы заключается в формировании у детей дошкольного возраста художественно – эстетических начал: развитии творческих способностей и фантазии, художественного вкуса, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера. Новизна программы обусловлена тем, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования, быть инициативными, уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Программа направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Она носит ярко выраженный деятельностный характер, проявляющийся через игровые технологии, игровую деятельность с готовыми изделиями. Программа поможет развитию конструкторских способностей дошкольников в продуктивных видах детской деятельности. У детей недостаточно сформирован интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Программа позволит удовлетворить потребности детей в самовыражении через дополнительные занятия направленные на развитие продуктивной деятельности (оригами). Данная программа разработана для детей 5-7 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития, с разной степенью развития способностей и подготовки, объединённых одним – желание заниматься данным видом деятельности. Обучение ребёнок может начать в любом возрасте. Срок реализации программы: 1 год – 36 часов (1 час в неделю). Занятия проводятся согласно учебному плану. Длительность занятий – 25 – 30 минут. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май. 4 Оптимальная наполняемость:10-15 человек. Вся образовательная деятельность в данной программе построена в форме игры. Игровая форма организованной образовательной деятельности, позволяет ненавязчиво пробудить у детей желание к самостоятельной работе. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: Учить детей искусству оригами. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), обогащать словарь специальными терминами и базовыми формами оригами. Тренировать складывать поделку из бумаги в разном направлении и тщательно разглаживать место сгиба. Закреплять знания базовых форм: «книжка», «треугольник», «дверь», «воздушный змей», «стрела», «двойной треугольник» и складывать их самостоятельно. Формировать умения следовать устным инструкциям. Учить самостоятельно работать по пооперационным картам. Формировать умение создавать поделки из бумаги, выполненными в технике оригами. Продолжать закреплять умение делать надрезы в определённом месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Развивать внимание, память, творческое воображения. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развивать мелкую моторику рук, глазомер. Развивать пространственное воображение. Воспитывать настойчивость в достижении выполнения задач и получения положительного результата. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к предмету и материалу – бумаге. Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого труда. Воспитывать интерес к искусству оригами. 5 1.3. Возрастные характеристики детей Характеристика детей возраста 5 — 6 лет. Значительные изменения происходят в развитии костно-мышечной системы ребенка. По специальным данным, окостенение скелета ребенка продолжается в течение всего дошкольного возраста. К 5 годам хрящевыми остаются только части костей кисти рук и ступней ног. Еще не оформившаяся и не полностью развитая костно-мышечная ткань туловища, а также рук не позволяет пятилетнему ребенку легко выполнять мелкие и точные движения, штриховку, плетение, складывание. Такие занятия для ребенка — большой труд. Длительно и часто заниматься этими видами деятельности вредно и утомительно. Однако эти занятия очень полезны именно для развития мелких и точных движений рук, для установления координации в работе глаза и руки. Выполняя различные действия, такие, как вырезывание, раскрашивание, складывание из бумаги, ребенок упражняет свою руку и приучается точно согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества. Вот почему очень важно и необходимо заниматься с ребенком именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами. Дети в 6 лет уже менее возбудимы. У них более уравновешены возбудительные и тормозные процессы коры головного мозга. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности, наблюдательности, внимания. У ребенка этого возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Главным достижением старших детей является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 5 - 6 лет выполнению различных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении, вышивании, сгибании бумаги и др. Об этом необходимо помнить и включать в работу с детьми данного возраста названные виды деятельности. В этом возрасте дети учатся складывать фигурки на основе нескольких базовых форм. Перед определенной серией поделок предлагается описание складывания той или иной базовой формы. Прежде чем перейти к изготовлению поделки, отработайте с детьми технику складывания базовой формы. Когда ребенок овладеет данной техникой, конструирование фигурки не вызовет затруднений. Характеристика детей возраста 6 — 7 лет. Нервные связи, образующиеся в коре головного мозга, становятся прочными и устойчивыми. 6 К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким. Руки становятся не только более сильными, но и значительно более подвижными, ловкими. Координация, точность движений быстро возрастает. Многие выполняемые ребенком движения и действия стали подконтрольны его сознанию. Это говорит о возросших возможностях 6 - 7 летних детей. Волевая регуляция движений — огромное достижение семилетнего ребенка. Она говорит о новой ступени в его общем развитии. У 6 - 7-летних детей совершенствуется вся мыслительная деятельность, включенная в процесс восприятия. Они анализируют предложенные им предметы, выделяют общие для них признаки и находят индивидуальные особенности. Любая мыслительная операция строится на анализе-синтезе, т. е. дроблении целого на части, элементы и выделение связей между ними, что и приводит к более глубокому пониманию целого. Этому процессу детей надо специально учить, так, чтобы они умели пользоваться каждым приемом в определенных случаях. Развивающаяся у 6 - 7-летнего ребенка способность к произвольному управлению своими действиями особенно отчетливо выступает в их памяти. У 6 - 7-летних детей еще очень велико значение интереса для запоминания нужного материала. 1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы дополнительного образования детей дошкольного возраста. В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа. Мониторинг проводится 2 раза в год в октябре – мае. Ожидаемые результаты реализации программы: В результате обучения по программе дети: Познакомятся с искусством оригами; Научатся различным приёмам работы с бумагой; Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами; Научатся по операционным картам изготавливать несложные поделки в стиле оригами самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя; Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; Разовьют мелкую моторику рук. Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: «Волшебный квадрат» являются тематические выставки детского творчества по сезонам, один раз в квартал: «В осеннем лесу»; 7 «Новогоднее панно»; «Кораблики в море»; «Хризантемы в вазе» «Композиция луг». Раздел 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1. Учебно-тематический план программы «Волшебный квадрат». № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Название темы «Знакомство детей с искусством оригами» «Знакомство со свойствами бумаги» «Превращения квадратика» «В некотором царстве, в бумажном государстве…» «Дома на улице» «Ёлка и грибок» «Мухомор для лося» «Воздушный змей» «В осеннем лесу» «Стаканчик» «Ветка рябины» «Жираф» «Маленькой ёлочке холодно зимой» «Снежинки» «Дед Мороз» «Новогоднее панно» «Синичка – невеличка» «Колобок» «Зайчик» «Волк» «Медведь» «Лисичка» «Самолёт» «Открытка для папы» «Кораблики в море» «Весенний букет» «Мамин праздник» «Хризантемы в вазе» «Мудрая сова» «Звёздочки» «Ракета» «Прыгающая лягушка» «Бабочка» «Полевые ромашки» «Василёк» «Создание композиции «Луг» Количество занятий Время затраченное на занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 8 Итого: 36 36 занятий 15 часов 2.2. Содержание учебно – тематического плана программы Время затрачен № Описание темы Тема занятий ное на п/п (программные задачи) изучение темы 1. «Знакомство Познакомить детей с 25 минут детей историей искусства с искусством оригами; заинтересовать оригами» детей изготовлением фигурок в стиле оригами; развивать воображение; воспитывать усидчивость. 2. «Знакомство Познакомить детей со 25 минут со свойствами свойствами бумаги, бумаги». разнообразием её видов; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. 3. «Превращения Заинтересовать детей 25 минут квадратика» изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их; развивать творческие способности, воображение; воспитывать усидчивость, аккуратность. 4. «В некотором царстве, в бумажном государстве… » Заинтересовать детей изготовлением поделок в 25 минут стиле оригами, продемонстрировать их; начать знакомить с искусством оригами. Девиз занятия Каждый очень будет рад Смастерить такой квадрат Он основа для игрушек, Разных масок, кошек, хрюшек. Простой бумаги свежий лист! Ты бел, как мел. Не смят и чист, Твоей поверхности пока Ничья не тронута рука. Простой листок бумаги, Но в опытных руках Он может обернуться Жар-птицей в облаках. Он может стать зверушкой, Причудливым цветком, Забавною игрушкой, Усатым мотыльком… Волшебное занятье Для рук и для ума, И мира восприятье Чудесная страна! Фантазии подвластны Бумажные листы Для дома и в подарок, И просто для игры. Но главное богатство, Что красоту творя, Простой листок поможет Создать тебе себя! "Что такое оригами?" Задала вопрос я маме. И ответила она: "Это - целая страна!" Там чудесно оживают Птицы, звери и цветы. Там таинственно, как в сказке 9 5. 6. 7. 8. «Дома улице» на Познакомить с основной 25 минут базовой формой «книжка». Учить детей точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба; развивать память, внимание, мышление, зрительные функции, мелкую моторику; формировать интерес к оригами. «Ёлка и Познакомить с базовой 25 минут грибок» формой «треугольник». Учить делать поделки из нескольких квадратов. Упражнять детей в точном соединении углов и сторон квадрата; развивать уверенность в своих силах, творчество, самостоятельность, художественный вкус; воспитывать интерес детей к искусству оригами. «Мухомор Закреплять умение 25 минут для лося» складывать бумагу в разных направлениях, аккуратно работать с клеем; развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать бережное отношение к родной природе. «Воздушный змей» Повышать интерес детей 25 минут к изготовлению поделок в стиле оригами: познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей»; закрепить навыки Все сбываются мечты. И тогда решила я: Это чудо - оригами Буду я любить всегда! Если в окна солнце светит И не дует сильный ветер, Если крыша над тобой, Значит, это – дом родной. В нём живёт моя семья: Папа, мама, брат и я! Гриб, гриб боровичок! Сдвинул шляпку на бочок. Сделал зонтик от жары Из березовой коры. Ты не прячься гриб в траву, Все равно тебя сорву. Удивлялся мухомор: «И красив я, и хитёр, На виду у всех расту, Но все обходят за версту!» Бумажный змей мне папа сделал, Его отправили в полёт... Под облака, где очень смелый, Плетёт узоры самолёт... Бежим за ним, летать хотим, 10 9. 10. 11. 12. декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь. «В осеннем Продолжать работу с лесу» квадратом, закреплять (коллективная приём складывания работа) формы «воздушный змей»; учить соединять детали вместе; систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе; закрепить названия деревьев и уметь соотносить лист с деревом; учить определять дерево или кустарник по описанию; показать значение листопада для жизни растений зимой; развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов; развивать чувство композиции. «Стаканчик» Закрепить умение складывать квадрат по диагонали; учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, в водить в образовательную щель; воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. «Ветка Учить детей рябины» самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела»; расширять словарный запас и объяснительную речь; воспитывать умение работать дружно. «Жираф» Продолжать работу с квадратом, закреплять приём складывания формы «воздушный Как будто сами мы летим! 25 минут Вот на ветке лист кленовый. Нынче он совсем как новый. Весь румяный, золотой. Ты куда, листок? Постой! 25 минут Мне не страшен летний зной – Мой стакан всегда со мной. Если захочу напиться, Он мне сразу пригодится. Мой стакан не разобьётся, Но, бывает, что порвётся. Быстро справлюсь я с бедой И сложу стакан другой. Зябнут берёзы, стынут осины. Только горят на морозе рябины 25 минут 25 минут Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что горд и 11 13. «Маленькой ёлочке холодно зимой» 14. «Снежинки» 15. «Дед Мороз» змей»; Продолжать знакомить детей с разными способами преобразования геометрических фигур; аккуратно и тщательно проглаживать линии сгиба; развивать конструктивные и творческие способности, создавать конструкции по образцу, называть знакомые условные обозначения; развивать речевую активность, воспитывать трудолюбие. Закрепить знания детей о животных жарких стран, умение отгадывать загадки. прав, А потому, что он….. Познакомить детей с 25 минут новой базовой формой: «двойной треугольник»; продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту; продолжать знакомить с историей. Продолжать учить детей 25 минут мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту; закреплять приём складывания формы «воздушный змей»; создавать у детей хорошее настроение; развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение, внимание; воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность Закрепить умение детей 25 минут делать фигурки в стиле оригами, используя схему; закрепить умение изготавливать поделки из Были бы у ёлочки ножки, Побежала бы она по дорожке. Заплясала бы она вместе с нами, Застучала бы она каблуками. Летят и кружатся снежинки И в небе радостно танцуют. На солнышке горят искринки Врлшебник дорбый их рисует. Дед с бородою На свете живёт, Сроду горячего Чая не пьёт. 12 16. «Новогоднее панно» (коллективная работа) 17. «Колобок» 18. «Зайчик» 19. «Волк» базовой формы «стрела»; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость. Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в стиле оригами; закрепить навыки работы с пооперационный картой и схемой; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы. Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно; продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза); воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками. Продолжать учить детей работать с квадратом, закреплять практическими действиями знания графических символов, знакомых детям, развивать творческие способности, умение самостоятельно конструировать простую фигуру, опираясь на схему, развивать мелкую моторику, речевую активность; воспитывать внимание, усидчивость. Продолжать учить детей сгибать квадрат «треугольником», отгибать один из уголков 25 минут Засмеялись бы на ёлочке матрёшки И захлопали б от радости в ладошки. Потому что у ворот постучался Новый год! Новый, новый, молодой, с золотою бородой! 25 минут Его съесть хотели все, Но попал он в пасть к лисе. Сдобный, маленький клубок В сказке звался ..... (Колобок) 25 минут Наш ушастый зайка Ходит, как зазнайка. Ушки длинные торчат, Зубки крепкие стучат. 25 минут День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит волк 13 20. 21. 22. кверху наискосок; закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза; развивать глазомер; воспитывать усидчивость. «Медведь» Расширить представление 25 минут детей об образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием пооперационных карт; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. «Синичка – Формировать умение 25 минут невеличка» детей выполнять поделку из бумаги в форме птички; закреплятьнавыки работы с ножницами; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитыватьбережное отношение к птицам. «Лисичка» Продолжать знакомить 25 минут детей с разными способами преобразования квадрата; умение складывать квадратик по диагонали, тщательно и аккуратно проглаживать линии сгиба, опираясь на схемуподсказку; развивать конструктивные способности, умение анализировать, действовать в соответствии со словесной инструкцией, развивать мелкую моторику рук; Учить детей делать поделку из двух частей. Закрепить навыки работы с ножницами. Вызвать желание доводить начатое молчком, Уши серые — торчком. Под корягою в берлоге Спит медведь, как будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосёт. Посмотрите детки, Вон сидят на ветке Птички невелички Жёлтые синички. Я хитрая лиса – Леса тёмного краса. По полянке пробегу, Лисий след свой замету. Зайца в ёлках стерегу, Хоть и белый ты зимой, Не удрать тебе, косой! 14 дело до конца. Воспитывать усидчивость, внимание. 23. «Самолёт» Продолжать учить детей 25 минут сгибать квадрат «треугольником»; закреплять умение мастерить самолёт из бумаги; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать мелкую моторику; воспитывают аккуратность. Закреплять умение 25 минут мастерить поделки в стиле оригами с использованием пооперационных карт; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины: дедам, отцам, братьям. 24. «Открытка для папы» 25. «Кораблики в 25 минут Формировать умения море» устным (коллективная следовать инструкциям; обучать рабрта) различным приемам работы с бумагой; обогащать словарь ребенка специальными терминами; создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; развивать Что за птица: Песен не поёт, Гнёзда не вьёт, Людей и груз везёт? (самолёт) Я с утра спросила маму: — Что за праздник к нам пришёл, Почему все суетятся, Праздничный готовят стол? Папа в новенькой рубашке, Дед надел все ордена, Ты вчера возле духовки Провозилась допоздна. — В этот праздник поздравляют Всех мужчин, со всей страны, Ведь за то они в ответе, Чтобы не было войны! Что за плуг, Что за плуг Бороздит Зеркальный луг? А за лугом борозда Исчезает без следа. (Лодка) 15 у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; воспитывать интерес к конструированию из бумаги; Материалы и оборудование: заготовки бумаги, схема работы 26. «Весенний букет» 27. «Мамин праздник» 28. «Хризантемы в вазе» (коллективная работа) Учить детей загибать 25 минут углы разной величины. Закреплять умение складывать квадрат по диагонали. Развивать творческую фантазию. Воспитывать желание радовать близким подарком сделанным своими руками. Продолжать знакомить 25 минут детей с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; учить проявлять заботу о мамах бабушках; Пролжать знакомить детей с японской культурой; развивать глазомер, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость. Продолжать знакомить 25 минут детей с японской историей; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела»; познакомить детей с Весеннее солнце С улыбкой взошло, Бросая свой луч на полянку. Где алой волной на лёгком ветру Тюльпаны вальсируют в танце. Маму я свою люблю, Ей подарок подарю. Я подарок сделал сам Из бумаги с красками. Маме я его отдам, Обнимая ласково. Большой и красивый букет хризантем. Можно дарить исключительно всем! Шапочка пышная из лепестков, Длинная ножка у этих 16 29. «Мудрая сова» 30. «Звёздочки» 31. «Ракета» новым способом изготовления цветов в стиле оригами; продолжать учить работать в коллективе; воспитывать художественный вкус, любовь и бережное отношение к природе. цветов. Цвет может быть фиолетово-нежный, Желтый, сиреневый и белоснежный. Продолжать учить детей 25 минут мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную катрту, на основе базовой форме «воздушный змей»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; расширять представления детей о мудрой птице – сове; расширять активный словарь; развивать мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, аккуратность. Закрепить умение 25 минут складывать базовую форму «воздушный змей»; учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей; Воспитывать усидчивость, ответственность, самостоятельность. Продолжать знакомить 25 минут детей с базовой формой: «двойной треугольник»; продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту; повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; развивать воображение; воспитывать Совушка – сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит. Глазами – хлоп – хлоп! Ножками – топ – топ! Россыпьют звёзды Мерцают в ночи, Таких самоцветов Пойти поищи. Но только день Зачинается, Куда-то они разбегаются. Улетаем на Луну! Нам в окошко звёзды светят, Наступил вечерний час, Мы с братишкою в ракете На луну летим сейчас – Одеваемся, собираемся, Мы летим и поём, Хорошо кругом! 17 32. «Прыгающая лягушка» 33. «Бабочка» 34. «Полевые ромашки» 35. «Василёк» аккуратность, усидчивость. Продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами, используя пооперационную карту; повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; развивать воображение; воспитывать аккуратность, усидчивость. Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемойподсказкой, развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук. Закрепить знания о насекомых. Совершенствовать объяснительную речь, формировать эстетический вкус; закрепить умение отгадывать загадки. Продолжать учить детей складывать образ из квадрата, сложенного пополам. Закреплять умение пользоваться ножницами и дополнять необходимыми деталями поделку. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность в работе. Продолжать учить детей складывать образ из квадрата, сложенного пополам. Закреплять умение пользоваться ножницами и дополнять необходимыми деталями поделку. Развивать эстетическое восприятие. 25 минут Славный ротик до ушейХоть завязки к ним пришей. Сильно выпучены глазки То лягушечка из сказки. 25 минут Бархатные крылышки, Чарующий полёт, В танце водят бабочки Волшебный хоровод. Пёстренькие платьица Присели на листок. Тронь – и вновь закружится Порхающий цветок. 25 минут На лугу цветёт ромашка Скромный беленький цветок, Что из жёлтого кармашка Уронила лепесток. 25 минут На лужайке у реки Голубеют васильки. Голубые, словно небо… Голубые, как вода… Коль однажды их увидишь, Не забудешь никогда. 18 36. «Создание композиции «Луг» (коллективная работа) Воспитывать аккуратность в работе. Закрепить умение 25 минут мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; продолжать учить работать в коллективе; воспитывать художественный вкус, любовь и бережное отношение к природе. Цветок на лугу Я сорвал на бегу. Сорвал, А зачем – Объяснить не могу. В стакане Он день простоял – И завял, А сколько бы он На лугу простоял! 2.3. Методическое обеспечение программы «Волшебный квадрат». Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Общий план занятий Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания. 1. Подготовка к занятию (установка на работу). 2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений): повторение названия базовой формы; повторение действий прошлого занятия; повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. 3. Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.); показ образца; рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали); повторение правил складывания. 4. Практическая часть: показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»); текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей); самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; 19 оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика). Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами: Владение ножницами. Обработка квадрата. Создание основ (базовых форм) оригами Аппликативное оформление оригами. Составление творческих композиций. Методы, используемые на занятиях кружка: словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу; практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Общие правила при обучении технике оригами - Заготовка должна иметь точно квадратную форму. - Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной. - Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей. - При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия. - Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми. - Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться. - Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным. - После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца. 20 Форма провед ения Беседа Методы и приемы организации пальчиковая игра. Словесный: беседа, чтение рассказа, объяснение. Наглядный: рассматриван ие показ. «Знакомство со свойствами бумаги». Игра пальчиковая игра. Словесный: беседа, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ, опыт. 3 «Превращени я квадратика» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка Словесный: беседа, рассказ, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : обследование. 4 «В некотором царстве, в бумажном Беседа № п/п Тема занятий 1 «Знакомство детей с искусством оригами» 2 пальчиковая игра. Словесный: Ход занятия Материал 1. Беседа с детьми о истории оригами. 2. Правила пользования материалами и инструментами. 3. Чтение детям сказки квадратика. 4. Физкультминутка: «Разминка» 5. Показ детям разных способов складывания бумаги. 6. Пальчиковая игра: « Дружные пальчики» 7. Итог. 1. Загадывание загадки о бумаге. 2. Рассматривание несколько видов бумаг. 3. Беседа по вопросам: Какими свойствами обладает бумага? Вся бумага мнётся? Каким бывает картон? и т.д. 4. Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики». 5. Опыт (таз с водой) с разными видами бумаги. 6. Итог. 1. Сюрпризный момент: появляется «Квадратик». 2. Рассматривание поделок игрушек оригами. 3. Беседа по вопросам: Из чего сделаны эти игрушки? Какой формы эта бумага? и т.д. 4.Физкультминутка: «Мы топаем ногами». 5. Рассказ детям про оригами. 6. Чтение стихотворение про оригами. 7. Итог занятия. 1. Сюрпризный момент: посылка. 2. Чтение сказки: Портрет японского мастера Акиры Йошизавы; выставка фигурок из оригами. Конверт с набором бумаги разных видов для каждого ребёнка; небольшой лист толстого картона; таз с водой. Квадраты из цветной бумаги 20*20 см., фломастеры; квадраты, разлинованные пополам и по диагонали (для счётов квадратов) Квадратик (игрушкасамоделка, 21 государстве …» чтение сказки, беседа. Наглядный: рассматриван ие, показ. 5 «Дома улице» на Игра 6 «Ёлка грибок» и Игра «В некотором царстве, в бумажном государстве…» 3. Рассматривание поделок из оригами. 4. Беседа по вопросам: Понравилась вам сказка? Что случилось с царём? Кто ему помог? Как отблагодарил царь мальчика? и т.д. 5. Физкультминутка: «Мы играем». 6. Чтение стихотворения: «Что такое оригами? 7. Итог занятия. пальчиковая 1. Игровая мотивация: игра. приход в гости куклы Словесный: «Ани» беседа, 2. Рассматривание объяснение. иллюстраций с Наглядный: изображением улицы рассматриван города и деревни. ие, 3. Беседа с детьми по показ. вопросам. Практический 4. Объяснение и показ : изготовления поделки. выполнение 5. Пальчиковая игра: работы. «Наши пальчики не ленились». 6. Выполнение работ детьми. 7. Индивидуальная помощь. 8. Итог и анализ детских работ. 9. Рефлексия. пальчиковая 1. Сюрпризный момент: игра. появляется «Квадратик». 2. Загадывание загадок о Словесный: ёлке и о грибочке. загадки, 3. Рассматривание чтение стихов, иллюстраций осеннего беседа, леса. объяснение. 4. Беседа по вопросам: из каких частей состоит ёлка Наглядный: и гриб. рассматриван 5. Познакомить детей с ие, пооперационным картам с показ. условными знаками. 6. Пальчиковая игра: Практически: «Погода». выполнение 7. Показ и приёмов изготовленная из пустой картонной коробки); различные виды корабликов, лодок, птиц, зверей и ряб, выполненные в стиле оригами. Картины с изображением улицы города и деревни. Квадраты разного цвета, клей, кисточки, клеенки и салфетки, фломастеры. Картинки с изображением деревьев и грибов. Для ёлки – 3 квадрата зелёного цвета разного размера (10*10, 8*8, 6*6); Для грибочка 2 квадрата: один красного или коричневого 22 работы. 7 «Мухомор для лося» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: чтение истории, беседа, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практически: выполнение работы. 8 «Воздушный змей» Игра пальчиковая игра. Словесный: письмо, беседа, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. складывания поделки. 8. Физкультминутка: «За грибами». 9.Самостоятельная деятельность детей. 10. Индивидуальная помощь. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: появляется «Квадратик». 2. Рассказывание истории про мухомора. 3. Беседа по вопросам: Для чего в лесу растут мухоморы? Можно ли сбивать шляпки и топтать их? И почему? и т.д. 4. Показ образца – мухомора. 5. Пальчиковая игра: «Грибы». 6. Показ и приёмов складывания поделки. 8. Физкультминутка: «За грибами». 9.Самостоятельная деятельность детей. 10. Индивидуальная помощь. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. 1.Сюрпризный момент: письмо от царя «Картона» 2. Знакомство с новой базовой формой: «воздушный змей». 3. Пальчиковая игра: «Семья». 4. Показ образца поделки «воздушного змея». 5. Показ приёмов складывания поделки. 6. Самостоятельная деятельность детей. 7. Индивидуальная помощь. 8. Выставка детских работ. 9. Рефлексия. цвета (8*8), другой – жёлтлгл или белого (6*6). Набор открыток «Грибы»; фотография. На каждого ребёнка: красный прямоуголь ник (15*7,5см.), зелённый квадрат (10*10 см.) и белые кружочки (5 шт.), клёй, клеёнка, салфетка. На двоих детей пооперационная карта; Клеящий карандаш - на каждого ребёнка; письмо от Квадратика (игрушка – самоделка), квадрат из цветной бумаги 10*10 см., кусочки сарпантина (полоски 23 9 «В осеннем лесу» (коллективна я работа) Игра 10 «Стаканчик» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка, д/и. 1. Сюрпризный момент: появляется «Квадратик». 2.Чтение стихотворение об осени. 3. Беседа по вопросам: О Словесный: каком времени года чтение говорится в этом стихотворение стихотворении? Как вы , беседа, догадались, что осень? объяснение. Что происходит в природе в это время года? и т.д. Наглядный: 4. Физкультминутка: рассматриван «Ветер тихо клён качает». ие, показ. 5. Загадывание загадки об листопаде. Практический 6. Рассматривание букета : из осенних листьев. выполнение 7. Д/и: «С какого дерева работы. листок?» 8. Показ образца – кленового листочка – оригами. 9. Показ приёма складывания поделки. 10. Пальчиковая игра: «Осенние листья». 11. Самостоятельная деятельность детей. 12. Индивидуальная помощь. 13. Выставка детских работ. 14. Рефлексия. пальчиковая 1. Сюрпризный момент: игра, приход «Квадратика». физкультмину 2. Загадка о посуде. тка 3. Рассматривание иллюстраций к сказке Словесный: К.Чуковского «Федорино чтение горе». стихотворение 4. Чтение стихотворения о , беседа, бумажном стаканчике. объяснение. 5. Физкультминутка: «Посуда». Наглядный: 6. Показ приёма рассматриван выполнение поделки из ие, показ. бумаги с объяснением. 7. Пальчиковая игра: Практический «Помощники». : 8. Самостоятельная цветной бумаги). Пооперационные карты по одной на двоих детей; Коллективная работа. На каждого ребёнка клеящий карандаш, лист ватмана для панно, пять квадратных листов жёлтой или красной или оранжевой бумаги: 7*7 см. (2 шт.), 10*10 см. (1 шт.), 5*5 см. (2 шт.); Образец: «Лист клёна», музыка по теме. Пооперационные карты по одной на двоих детей; Квадрат 10*10 см. любого цвета. 24 выполнение работы 11 «Ветка рябины» Игра пальчиковая игра. Словесный: стих, беседа, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. 12 «Жираф» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: загадка, рассказ, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. деятельность детей. 9. Индивидуальная помощь. 10. Выставка детских работ. 11. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: письмо от царя «Картона» 2. Знакомство с новой базовой формой: «стрела». 3. Рассматривание картинок с изображением деревьев в осенний период. 4. Беседа по вопросам: Какое сейчас время года? Давайте вспомним её приметы. 5.Чтение стихотворения про рябине. 6. Физкультминутка: «Листья». 7. Рассматривание ветки рябины. 8. Показ образца поделки. 9. Показ приёма выполнения работы воспитателем с объяснением. 10. Пальчиковая игра: «За ягодами». 11. Самостоятельная деятельность детей. 12. Индивидуальная помощь. 13. Выставка детских работ. 14. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: появляется «Квадратик». 2.Чтения отрывка из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит». 3. Загадывание загадки про жирафа. 4. Физкультминутка: «Лимпопо». 5. Показ образца – жирафа из оригами. 6. Показ приёма Картинки с изображением деревьев. Пооперацион ные карты по одной на двоих детей, На каждого ребёнка листы альбомные затонированные в голубой цвет, квадраты из бумаги оранжевого (красного) цвета 15*15 см. для изготовления ягод и зелёного (Жёлтого) цвета 3*3 см. – для листьев; клеящий карандаш. Картинки с изображением животных жарких стран. «Квадратик», квадратики (15х15), цветная бумага, клей, фломастеры, ножницы, образец. 25 Практический : выполнение работы. 13 «Маленькой ёлочке холодно зимой» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: беседа, загадки, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. 14 «Снежинки» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: письмо, сказка, загадка, складывания поделки с объяснением. 7. Пальчиковая игра: «Носит бедный носорог На носу тяжёлый рог..» 8. Самостоятельная деятельность детей. 9. Индивидуальная помощь. 10. Выставка детских работ. 11. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: появляется «Квадратик». 2. Знакомство с новой базовой формой: с «двойным треугольником». 3.Чтение стихотворения о зиме. 4. Загадывание загадок о признаках зимы. 5. Беседа по вопросам: За что русский народ любит зимушку-зиму? Назовите, самый весёлый праздник, и т.д. 6. Физкультминутка: «Ёлочная игрушка». 7. Показ образца. 8. Показ приёма складывания поделки с объяснением. 9. Пальчиковая игра: «Пальчик – мальчик, где ты был?» 10. Самостоятельная деятельность детей. 11. Индивидуальная помощь. 12. Выставка детских работ. 13. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: письмо от попугая Кеши. 2. Загадывание загадки о снежинке. 3. Вспомнить с детьми, какие правила надо выполнять при складывании фигурки. 4. Рассматривание Готовая поделка «Ёлочка»; пооперационные карты, три бумажных квадрата зелёного цвета: 15*15 см., 12*12 см., 9*9 см.; клеящий карандаш. Пооперацион ная карта, письмо от попугая, «Снежинка» для демонстратив ного показа, по 6 листов 26 объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. 15 «Дед Мороз» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: загадка, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. образца поделки – снежинка. 5. Беседа по вопросам: Сколько одинаковых крылышек у снежинки? Как называется форма – заготовка? Сколько действий нам понадобиться сделать, чтобы сложить форму «воздушный змей»? 5. Физкультминутка: «Снежок». 6.Чтение сказки про квадратик. 7. Показ приёма складывания поделки – «снежинки» с объяснением. 8. Самостоятельная деятельность детей. 9. Индивидуальная помощь. 10. Выставка детский работ. 11. Рефлексия. 1. Загадывание загадки о зиме. 2. Рассматривание иллюстраций с изображением зимы. 3. Беседа по вопросам: Что можно делать только зимой? Как называется самый любимый праздник у взрослых и детей? и т.д. 4. Физкультминутка: «Снежок». 5. Показ приёма складывания поделки – «Деда Мороза» с объяснением. 6. Пальчиковая игра: «Пальчики у нас попляшут». 7. Самостоятельная деятельность детей. 8. Индивидуальная помощь. 9. Выставка детских работ. бумаги квадратной формы (5*5) для каждого ребёнка, кружочки по одному белые диаметром 2 см. и голубые диаметром 1 см., клей карандаш, клеёнка, влажная салфетка, магнитофон, диск с записью спокойной музыки. Пооперационная карта; схема поделки: «Дед Мороз» (одна на двоих); на каждого ребёнка – по одному бумажному квадратику (6*6 см.) и два по бумажных (8*8 см.) синего или красного цвета, наборы цветной бумаги, картон, ножницы, клей карандаш. 27 16 «Новогоднее Игра панно» (коллективна я работа) пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: беседа, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. 17 «Колобок» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: беседа, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. 10. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: появляется «Квадратик». 2. Чтение стихотворения: «Скоро, скоро Новый год!» 3. Предложить детям сделать подарок Деду Морозу – «новогоднее панно». 4. Вспомнить с детьми, какие правила надо выполнять при складывании фигурки. 5. Физкультминутка: «С новым годом!» 6. Дети самостоятельно выбирают пооперационные карты или схемы. 7. Пальчиковая игра: «Стала Маша гостей созывать…» 8. Самостоятельная деятельность детей. 9. Индивидуальная помощь. 10. Выставка детских работ. 11. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: приходят дедушка с бабушкой. 2. Вспомнить с детьми сказку «Колобок». 3. Предложить детям сделать колобок из бумаги. 4. Показ образца. 5.Физкультминутка: «Колобок». 6. Показ приёма складывания поделки – «Колобка» с объяснением. 7. Пальчиковая игра: «Твои пальчики». 8. Самостоятельная деятельность детей. 9. Индивидуальная помощь. 10. Выставка детских Пооперацион ные карты, лист ватмана с заранее оформленной рамкой, схемы поделок, бумажные квадраты разного цвета, бумажная обрезь, клеящий карандаш, ножницы. Пооперацион ные карты по одной на двоих детей, желтый прямоугольник, размером 20х40 см. оранжевый и красный квадраты размером 3х3см, два оранжевых кружка, клей, кисточка, салфетки, куклы би-бабо 28 18 «Зайчик» Игра 19 «Волк» Игра 20 «Мишутка» Игра работ. 11. Рефлексия. в гости 1. Игровая мотивация: приходит появление игрушки зайца. заяц, 2.Чтение стихотворения пальчиковая Н.Рубцова «Про зайца» игра. 3. Беседа с детьми о Словесный: сказках, героем которых Рассказ о является заяц. квадратике, 4.Рассматривание объяснение иллюстраций к сказкам. складывания 5. Пальчиковая игра: поделки. «Зайчик» Наглядный: 6. Рассматривание Рассматриван готового образца. ие, показ. 7. Объяснение и показ Практический последовательности : выполнение изготовления поделки. работы. 8. Физкультминутка «Зайка» 9. Выполнение работ детьми. 10. Индивидуальная помощь детям. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. пальчиковая 1. Сюрпризный момент: игра, появляется «Квадратик». физкультмину 2. Загадывание загадок о тка. диких животных. 3. Рассматривание Словесный: образца – волка. беседа, 4. Физкультминутка: объяснение. «На водопой». 5. Показ приёма Наглядный: складывания поделки – рассматриван «волка». ие, показ. 6. Пальчиковая игра: «Что в лесу опять Практический стряслось?» : 7. Самостоятельная выполнение деятельность детей. работы. 8. Индивидуальная помощь. 9. Выставка детских работ. 10. Рефлексия. пальчиковая 1.Загадывание загадки игра, о медведе. подвижная 2. Игрушка – медведь. игра. 3. Рассказ о медведях о Квадратик (игрушкасамоделка, изготовленная из пустой картонной коробки); Пооперацион ные карты по одной на двоих детей. «квадратик», бумага квадратной формы голубого цвета на ребенка (12х12) по 2 шт., схема. Пооперацион ные карты по одной на двоих детей. Два серых квадрата 15*15 см., 10*10 см., клей, заготовки для глаз и носа. На каждого ребёнка – пооперационные карты, 29 Словесный: загадка, беседа, рассказ, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. 21 «Синичка» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: загадки, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. 22 «Лисичка» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: загадки, объяснение. бурых и белых. 4. Беседа по вопросам: В каких сказках встречается медведь? Чем они питаются? и т.д. 5.Физкультминутка: «На водопой». 6. Показ образца – медведя. 7. Объяснение и показ последовательности изготовления поделки. 8. Пальчиковая игра: «Нука, братцы, за работу». 9. Самостоятельная деятельность детей. 10. Индивидуальная помощь. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. 1. Игровая мотивация: прилет игрушки синицы. 2.Чтение стихотворения «Синица» В.Витка. 3. Беседа с детьми о птицах. 4.Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. 5.Физкультминутка: «Птицы» 6. Объяснение и показ изготовления поделки. 7. Пальчиковая игра: «Птенцы» 8. Выполнение работ детьми. 9. Индивидуальная помощь. 10. Итог и анализ. 11. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: появляется «Квадратик». 2. Загадывание загадок о диких животных. 3. Рассматривание образца – лисичка. 4. Физкультминутка: «На водопой». 5. Показ приёма складывания поделки – лист коричневой бумаги 12*12 см., фломастеры; картинки с бурым и белым медведями, игрушечный медвежонок. На каждого ребёнка – пооперационные карты. На каждого ребёнка – пооперационные карты. На каждого ребёнка – пооперационные карты. «Квадратик», цветная 30 23 «Самолёт» Игра 24 «Открытка для папы» Игра Наглядный: рассматриван ие, показ. «лисички». 6. Пальчиковая игра: «Что в лесу опять стряслось?» Практический 7. Самостоятельная : деятельность детей. выполнение 8. Индивидуальная работы. помощь. 9. Выставка детских работ. 10. Рефлексия. пальчиковая 1.Игровая мотивация: игра, игрушка самолёт. физкультмину 2. Дидактическая игра: тка. «Плавает, летает, едет» З. 3агадка про самолёт. Словесный: 4. Рассматривание загадка о иллюстраций с самолёте, изображением самолётов. стихотворение 5. Физкультминутка: , «Самолёты». объяснение. 6. Показ и объяснение изготовления. Наглядный: 7. Пальчиковая игра: рассматриван «Отдохнем» ие, показ. 8. Выполнение работ детьми. Практический 9. Индивидуальная : помощь. выполнение 10. Выставка детских работ работ. 11. Рефлексия. бумага квадратной формы (8х8), (12х12), цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей, салфетки, образец. Картинки о воздушном транспорте. Самолёт – игрушка; На каждого ребёнка – пооперационные карты. Квадрат из белой бумаги 15*15 см., и по две звёздочки. пальчиковая игра, физкультмину тка. На каждого ребёнка – пооперационные карты. Клеящий карандаш, 2 прямоуголь - ника синего цвета 2*3 см.; квадрат жёлтого цвета 2*2 см., флажок, 3 полоски белого цвета 1*10 см.; лист серого цвета 13*13 см.; картон синего 1. Беседа с детьми о празднике «День защитника Отечества». 2. Рассматривание картин с изображением Словесный: различных рода войск. стихотворение 3. Рассказ детям о армии. , 4. Физкультминутка: объяснение. «Зарядка». 5. Показ образца готовой Наглядный: открытки. рассматриван 6. Показ приёма ие, показ. выполнения работы с объяснением. Практический 7. Пальчиковая игра: : «Ну-ка, братцы за выполнение работу». работ. 8.Самостоятельная работа детей. 31 9. Индивидуальная помощь. 10. Выставка детских работ. 11. Рефлексия. 25 26 «Кораблики в море» Игра «Весенний букет» Игра 1.Игровая мотивация: игрушка кораблик. 2. Дидактическая игра: «Плавает, летает, едет» З. 3агадка про кораблик. 4. Рассматривание Словесный: иллюстраций с стихотворение изображением , корабликов. объяснение. 5. Физкультминутка: «Море волнуется раз…». Наглядный: 6. Показ и объяснение рассматриван изготовления. ие, показ. 7. Пальчиковая игра: «Отдохнем» Практический 8. Выполнение работ : детьми. выполнение 9. Индивидуальная работ помощь. 10.Создание панно « Кораблики в море» 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. пальчиковая игра, физкультмину тка. в группу пришло письмо от девочки Кати; пальчиковая игра. Словесный: чтение письма, стихотворения , объяснение. Наглядный: рассматриван ие, объяснение, показ. 1.Сюрпризный момент: письмо от девочки Кати. 2. Загадывание загадок про цветы. 3. Дидактическая игра: «Угадай по описанию» 4. Рассматривание готового образца. 5. Физкультминутка: «Цветок». 6. Объяснение и показ последовательности действий. 7. Пальчиковая игра: «Бабочка». 8. Выполнение работ цвета для открытки, фломастер синего цвета – на каждого ребёнка; фотографии, показывающи е будни армии; карандаш. На каждого ребёнка – пооперационные карты; заготовки бумаги, схема работы, дополнительн ые атрибуты для будущего кораблика (флажки, окошки, трубы), две емкости с водой (для мальчиков и девочек отдельно) На каждого ребёнка – пооперационные карты Письмо. Иллюстрации разных цветов, Квадраты цветной бумаги, клей, кисти, ножницы, обрезки зеленой бумаги. 32 Практический детьми. : выполнение 9. Индивидуальная работы. помощь. 10. Выставка детских работ. 11. Рефлексия. 27 «Мамин праздник» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка Словесный: загадка, стихотворение , объяснение. Наглядный: рассматриван ие, объяснение, показ. Практический : выполнение работы. 1.Сюрпризный момент: приход «Квадратика». 2. Загадка о празднике. 3. Беседа о первом весеннем празднике 8 - е Марта. 3. Рассматривание открыток с разнообразными цветами. 4. Физкультминутка: «Цветок». 5. Объяснение и показ последовательности действий. 6. Пальчиковая игра: «Вот помощники мои». 7. Самостоятельная деятельность детей. 8. Индивидуальная помощь. 9. Выставка детских работ. 10. Рефлексия. 28 «Хризантемы в вазе» Игра пальчиковая игра. Словесный: стихотворени и, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, объяснение, показ. Практический : выполнение работы. 1.Сюрпризный момент: приход «Квадратика». 2. Беседа о цветах. 3. Рассматривание иллюстраций садовых цветов. 4. Чтение стихов о тюльпане, лилии и астре. 5. Знакомство с новым цветком – хризантемой. 6. Физкультминутка: «Цветок». 7. Объяснение и показ последовательности действий. 8. Пальчиковая игра: «Квадратик». Поздравитель ные открытки с 8 - м Марта. На каждого ребёнка – пооперационные карты; готовое изделие; картон синего цвета, клеящий карандаш; 6 квадратов белого цвета – (8*8 см.), (6*6 см.), (4*4 см.), (7*7 см.), (5*5 см.), (3*3 см.), 6 прямоугольников зелёного цвета, ножницы, буквы на каждого ребёнка. На каждого ребёнка – пооперационные карты. По два квадрата бумаги жёлтого цвета, квадраты бумаги любого цвета по 16-20 штук, ножницы, клеящий 33 «Вот помощники мои». карандаш. 9.Самостоятельная деятельность детей. 10. Индивидуальная помощь. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. 29 «Мудрая сова» Игра пальчиковая игра. Словесный: стихотворени и, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, объяснение, показ. Практический : выполнение работы. 30 «Звёздочки» Игра пальчиковая игра, физкультмину тка. Словесный: загадки, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы. 1. Сюрпризный момент: игрушка - сова 2. Рассказ истории о сове и о вороне. 3. Беседа по вопросам: Что же случилось в лесу? Кто может спасти этот лес? Чем питается сова? и т.д 4. Чтение стихотворения о сове. 5. Физкультминутка: «В нашем маленьком домишке». 7. Объяснение и показ последовательности действий. 8. Пальчиковая игра: «Птички». 9.Самостоятельная деятельность детей. 10. Индивидуальная помощь. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. 1. Сюрпризный момент: приход «Квадратика». 2. Загадка о звёздах. 3. Беседа о звёздном небе. 4. Чтение стихотворения о звёздах.. 6. Физкультминутка: «Мы играем». 7. Объяснение и показ последовательности действий. 8. Пальчиковая игра: «Тучки». 9. Самостоятельная деятельность детей. 10. Индивидуальная помощь. На каждого ребёнка – пооперационные карты/ Игрушка – сова. Сказочный лес, бумажные квадраты, ножницы, клей, кружки. На каждого ребёнка – пооперационные карты. 8 квадратов (10*10 см.), 4 из них одного цвета, 4 другого, клей. 34 31 «Ракета» Игра 32 «Прыгающая лягушка» Игра 33 «Бабочка» Игра 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. пальчиковая 1. Сюрпризный момент: игра. приход «Квадратика». Словесный: 2. Загадка о ракете. загадка, 3. Беседа о космосе. стихотворение 4. Чтение стихотворения о , объяснение. ракете.. Наглядный: 6. Физкультминутка: рассматриван «Мы играем». ие, 7. Объяснение и показ объяснение, последовательности показ. действий. Практический 8. Пальчиковая игра: : выполнение «Тучки». работы. 9. Самостоятельная деятельность детей. 10. Индивидуальная помощь. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. 1. Загадывание загадки пальчиковая про лягушонка. игра, 2.Беседа по вопросам: Где физкультмину лягушки живут? Какую тка. пользу приносят? Какие враги есть у лягушек? Словесный: и т.д. загадки, 3. Д/и: «Условные знаки». объяснение. 4. Физкультминутка: «Лягушата». Наглядный: 5. Показ образца – рассматриван лягушки из бумаги. ие, показ. 6. Показ приёма выполнения работы с Практический объяснением. : 7. Пальчиковая игра: «Вот выполнение как пальчики шагают». работы. 8. Самостоятельная деятельность детей с пооперационными картами. 9. Индивидуальная помощь. 10. Выставка детских работ. 11. Рефлексия. пальчиковая 1. Сюрпризный момент: игра, приход «Квадратика». физкультмину 2. Загадки о насекомых. На каждого ребёнка – пооперационные карты На каждого ребёнка – пооперационные карты, квадратные листы бумаги зелёного цвета 10*10 см., бумажная обрезь, ножницы, клей карандаш. Игрушкалягушка. На каждого ребёнка – пооперацион35 тка. Словесный: загадки, беседа, объяснение. Наглядный: рассматриван ие, показ. Практический : выполнение работы 34 35 «Полевые ромашки» «Василёк» пальчиковая игра. Словесный: чтение стихотворения , объяснение складывания поделки. Наглядный: Рассматриван ие иллюстраций, образца поделки. Практический : выполнение работы. Игра пальчиковая игра. Словесный: чтение стихотворения , рассказ воспитателя о васильках, объяснение складывания 3. Беседа о бабочке. 4. Чтение стихов о бабочке. 6. Физкультминутка: «Цветок». 7. Объяснение и показ последовательности действий. 8. Пальчиковая игра: «Бабочка». 9. Самостоятельная деятельность детей. 10. Индивидуальная помощь. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. 1.Игровая мотивация: отправление в путешествие. 2.Чтение четверостишия о ромашке. 3.Беседа о полевых цветах. 4.Показ готового образца. 5.Пальчиковая игра «Радуга» 6.Объяснение и показ приемов выполнения работы. 7.Физкультминутка «Цветок» 8.Выполнение работ детьми. 9.Индивидуальная помощь детям. 10. Самостоятельная деятельность детей. 11. Выставка детских работ. 12. Рефлексия. 1. Игровая мотивация: отправление в путешествие. 2. Чтение четверостишия о васильке. 3. Беседа о полевых цветах. 4. Показ готового образца. 5. Пальчиковая игра «Радуга» 6. Объяснение и показ ные карты. «Квадратик», квадратные листы цветной бумаги (10х10), ножницы, клей, салфетки, фломастеры, образцы. На каждого ребёнка – пооперационные карты. Иллюстрации ромашки, квадраты белого цвета, обрезки желтой и зеленой бумаги, кружки жёлтого цвета, клей, кисти, ножницы. На каждого ребёнка – пооперационные карты Иллюстрации василька, квадраты синего или фиолетового цвета, обрезки желтой и 36 поделки. Наглядный: Рассматриван ие иллюстраций, образца поделки. Практический : выполнение работы. 36 «Создание композиции «Луг» Игра приемов выполнения работы. 7. Физкультминутка «Цветок» 8. Выполнение работ детьми. 9. Индивидуальная помощь детям. 10. Выставка детских работ. 11. Рефлексия. пальчиковая 1. Игровая мотивация: игра. отправление в Словесный: путешествие. чтение 2. Чтение стихов о стихотворения полевых цветах. , объяснение 3. Беседа о полевых складывания цветах. поделки. 4. Показ готового образца. Наглядный: 5. Пальчиковая игра Рассматриван «Радуга» ие 6. Объяснение и показ иллюстраций, приемов выполнения образца работы. поделки. 7. Физкультминутка Практический «Цветок» : выполнение 8. Выполнение работ работы. детьми. 9. Индивидуальная помощь детям. 10. Создание коллективного панно «На лугу» 11. Рефлексия. зеленой бумаги, фломастеры, клей, кисти, ножницы. На каждого ребёнка – пооперационные карты. Квадраты цветной бумаги разного размера и цвета, листы бумаги А4 на каждого, фломастеры, клей карандаш, работы сделанные ранее по этой теме. 2.4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнoпедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Основные задачи взаимодействия с семьей: - изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития 37 детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; - знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; - информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; - создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; - привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); - поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка. 1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации результатов детской деятельности. 2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов творческих работ по рисованию и оригами с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности. 3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности. Программа предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, выступление на родительских собраниях, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. План работы с родителями № п/п 1 2 3 4 5 Содержание работы Сроки выполнения 1. Формирование группы: беседы с родителями, изготовление памяток «Японское искусство – оригами». 2. Родительская встреча «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей. Консультация в родительском уголке «Речь ребенка - на кончиках пальцев» Выступление на родительском собрании «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста». Консультация «Оригами – хобби для всей семьи» Анкетирование родителей на тему: «Оригами, результаты работы с детьми» Октябрь Ноябрь Февраль Март Апрель 38 Раздел 3. Комплекс организационно – педагогических условий 3.1. Условия реализации программы Реализация программы предполагает наличие кабинета с детскими столами и стульями (по количеству детей, занимающихся в подгруппе), а также небольшого пространства для игр. Срок реализации программы: 1 год. Занятия проходят с 15 сентября по 25 мая. Возраст детей: 5-7 лет Ресурсное обеспечение: - дидактические материалы для работы с детьми (демонстрационные пособия, схемы, образцы работ); - раздаточный материал (цветная бумага, картон, цветные карандаши и фломастеры, ножницы, клей); - технические средства обучения (аудиотехника и музыкальные диски для создания творческого фона); - информационное обеспечение (библиотека книг по оригами с яркими картинками и понятными для детей схемами). Материально-техническое обеспечение: - магнитная доска, магниты; - мебель (столы, стулья); - демонстрационный экран; - мультимедийный проектор, ноутбук; - раздаточный материал: картон, цветная бумага, альбомы, клей, ножницы, карандаши, шаблоны, трафареты; - демонстрационный материал: иллюстрации и картинки (по всем темам программы), образцы готовых работ, технологические карты, пооперационные карты. Материалы и оборудование: - бумага офисная белая, -бумага цветная, - картон цветной, -картон белый, - клей ПВА, - ножницы, - линейка, - простой карандаш, -цветные карандаши, фломастеры. 3.2. Система оценки результатов освоения программы Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности программы определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает педагогическую оценку уровня развития детей в начале и в конце учебного года. 39 Критерии педагогической оценки уровня развития детей, результаты работы кружка оригами: - Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить; - Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения; - Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.); - Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; - Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу; - Точность и аккуратность в выполнении работы; - Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы. Уровни освоения программы кружка «Волшебный квадрат». Высокий уровень (4 уровень) - ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. Свободно владеет навыками конструирования из бумаги (сгибание, разгибание ) и ножницами. Одинаково манипулирует как правой, так и левой рукой. Проявляет самостоятельность, творчество, воображение в работе. Речь развита. Умеет составлять рассказ о своей поделке. Средний уровень (3 уровень) - ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. При активной помощи взрослого осваивает навыки работы с материалом. Имеет представление о создании поделки из бумаги. Координация движений развита недостаточно. С помощью взрослого составляет рассказ о своей поделке. Низкий уровень (2 уровень) - не проявляет должного интереса к изготовлению поделок из бумаги. Владеет конструктивными навыками, но не проявляет самостоятельности при изготовлении поделки. При активной помощи взрослого может проявить творчество. Координация движений рук развита недостаточно. Низший уровень (1 уровень) - не владеет конструктивными навыками, не проявляет творчества, координация рук не развита. 40 № п/п Фамилия, имя ребенка с к с к с к с к с к с к с к с к Уровень развития Общее количество баллов Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Точность и аккуратность выполнении работы Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадрат» (старшая группа) с к Уровни развития: 1 уровень – Большинство компонентов недостаточно развиты; 2 уровень – отдельные компоненты не развиты 3 уровень – соответствует возрасту;4 уровень – высокий уровень развития. Количество баллов: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12 балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития; 7 -0 балла – 1 уровень развития. 41 № п/п Фамилия, имя ребенка с к с к с к с к с к с к с к с к Уровень развития Общее количество баллов Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Точность и аккуратность выполнении работы Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадрат» (подготовительная группа) с к Уровни развития: 1 уровень – Большинство компонентов недостаточно развиты; 2 уровень – отдельные компоненты не развиты 3 уровень – соответствует возрасту;4 уровень – высокий уровень развития. Количество баллов: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12 балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития; 7 -0 балла – 1 уровень развития 42 Список используемой литературы 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2004. – 192с.: ил. – (Серия «Академия увлечений») 2. Богатова И.В. Оригами. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Мартин, 2010. – 120с. 3. Долженко Г.И. «100 оригами» (умелые руки), Ярославль, 1999 г. (223 стр.) 4. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. (Ребенок в мире поиска). 5. Мусиенко С., Бутылкина Г. «Оригами в детском саду», (96 стр.); 6. Рябкова И.А., Дюрликова О.А. «Художественно – творческая деятельность. Оригами», Волгоград: Учитель, 2011г. (95 стр.); 7. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 2003 г. (61 стр.); 8. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких», Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 2011 г. (60 стр.); 9. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224с., ил. (Серия: «Вместе учимся, играем»). 43