23.10.2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Светлячок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Фольклор как средство социально-коммуникативного развития дошкольников»
Проект
подготовила :
Рушенцева
Светлана Владимировна
Воспитатель I КК
п.Белоярский
2019г
«Русский народ
не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов-
авторитета, достойно завоеванного русским
искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном
прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи….
Национальные
отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только знаний»
Д.С.Лихачев
Пояснительная
записка
Народная культура
обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.
Использование в работе с дошкольниками фольклорных произведений позволяет не
только приобщить детей к традициям и обычаям предков, но и создает уникальные условия для развития представлений об окружающем мире, понимания
закономерностей происходящего, развития речи, способствует появлению у ребенка
уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развивает коммуникативные
навыки.
Впечатления, полученные
в детстве, создают фундамент для
развития нравственных чувств и представлений.
Народная культура
обладает большим потенциалом в работе с детьми, имеющими нарушения речевого
развития.
Актуальность
Русский
народный фольклор – это источник вечный и чистый. Его всегда отличали
гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью,
деликатностью по отношению к человеку.
Фольклор – источник нравственного,
эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и
знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей земле,
происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского
человека.
В наши дни остро встала проблема
формирования русского менталитета. Одним из средств решения этой задачи может
являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.
Необходимо, используя
гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации
личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих
способностей.
Реализация проекта должна начинаться с создания для детей
теплой, уютной атмосферы.
Аннотация проекта:
Проект имеет следующие направления: нравственное,
познавательное, социально-коммуникативное, речевое. Проект нацелен на развитие
уровня духовности , любви к своему
Отчеству, а также сотрудничество родителей, педагогов и детей.
Проект содержит три этапа: подготовительный,
основной и заключительный.
Цель
проекта: - развитие познавательных,
творческих и коммуникативных способностей детей по средствам использования
произведений устного народного творчества.
Задачи:
1.Побуждать
эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а
также героев сказок, животных через знакомство с малыми формами фольклора
(русские народные песни, сказки, потешки, пестушки, колыбельные песни,
хороводные игры, пляски);
2.Приобщать детей к русскому народному
творчеству;
3.
Развивать
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе работы
с фольклорным материалом (хороводные игры, пляски, драматизация русских
народных сказок);
В
соответствии с ФГОС ДО проект построен
на принципах:
Принцип
развивающего обучения-развитие
ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность детей
в зоне ближайшего окружения, единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач образования детей
дошкольного возраста, в процессе которых формируются знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Принцип
интеграции образовательных областей: в соответствии с
возрастными особенностями и
возможностями воспитанников.
Принцип
гумманизации в проекте означает:
-признание
уникальности и неповторимости каждого ребенка
-признание возможности развития личного потенциала каждого ребенка
-уважение
всех участников образовательного процесса к личности ребенка
Принципы
организации образовательной деятельности:
Наглядность,
сознательность и активность, доступность
и мера, научность, учет возрастных индивидуальных особенностей детей,
систематичность и последовательность.
Для
реализации проекта использованы
следующие методы:
Наглядный
:
-чтение
педагогом рассказов, потешек, пословиц, поговорок:
-
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов старины
-
проведение народных хороводных игр сопровождающихся народными песнями
-
знакомство детей с декоративно-прикладным
искусством Хохлома, Городец
Дымковской, каргопольской,
филимоновской игрушкой
Словесный:
-
заучивание считалок, поговорок, пословиц, потешек, закличек
-прослушивание
аудио сказок
-
беседы с элементами диалога, обобщающие
рассказы воспитателя;
-
проведение разнообразных игр
драматизаций
Практический
:
-организация
продуктивной деятельности
-организация
постановок сказок
-организация праздников, развлечений и традиций
-участие
детей, родителей и педагогов в изготовлении поделок, пошив костюмов
-организация окружающей предметно-пространственной среды.
Первый
этап. Подготовительный . Накопление
информации |
|||
Сбор материалов изучение литературы |
Подготовка
наглядного материала для детей. Составление плана работы и проводимых
мероприятий. |
||
Работа
с родителями |
Проведение
родительского собрания, с разъяснениями о работе проекта, вовлечение
родителей в совместную деятельность помощь в подготовке материалов ,атрибутов по фольклорной
деятельности. |
||
Основной
этап |
|||
Младшая
группа |
|||
I Квартал |
Знакомство
со сказками «Репка» «Курочка ряба», пальчиковые игра «Сорока-Белобока», колыбельная
«Баю баю,баиньки » ,разучивание потешек «Идет коза рогатая», «У медведя во
бору», «Водичка, водичка, умой мое личико ,подвижная игра «Как у дяди
Трифона», праздник «Осени» с применение музыкального фольклора и театра
кукол. |
||
II
Квартал |
Просмотр мультфильма «Теремок, Драматизация сказки «Теремок» на Новогоднем утреннике,
разучивание частушки «Эх ,топни, нога, не жалей сапога». Прослушивание песни
«Валенки», Аппликация «Валенки», Подвижная игра «Найди
пару» , знакомство детей с «Рождеством»,»Колядки» |
||
III
Квартал |
Знакомство
с Масленицей, разучивание песенки «Блины», Знакомство с предметами
обихода –деревянными ложками, бубном, бубенцы, танец «Самовар», Загадывание
загадок про весну, заклички о весне,
пение песенок о маме. Приняли с детьми участие в конкурсе .
«ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД» Дистанционные мероприятия для педагогов ,воспитателей
детей и родителей .Номинация :Декоротивно-прикладное –творчество. Название
работы «ЛОШАДКА» нетрадиционная техника рисования. Заняли IIместо. Организация развивающей
среды «Огород на окне» |
||
Средняя
группа |
|||
I Квартал |
Загадывание
загадок , что растет в «Саду и
огороде», дидактическая игра « Овощи фрукты» ,игра «Веселый бубен»,
сюжетно-ролевые –игры. Просмотр мультфильмов , презентаций по теме «Осенняя
ярмарка». Организация осеннего праздника « ЯРМАРКА» разучивание песенок, стишков, загадок,
поговорок, потешек, знакомство с музыкальными инструментами балалайка, трещетки,
бубны, Приняли
с детьми участие в конкурсе . «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД» Дистанционные мероприятия
для педагогов ,воспитателей детей и родителей .Номинация :Осенние творчество.
Название работы «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» Пластилинография заняли III место.
Приняли участие в выставке «Осенние Фантазии» Праздничный концерт к «Дню
пожилого человека» исполнили танец с ложками «ПОВОРЯТА!» |
||
II Квартал |
Приняли
участие в праздничному концерте «День матери», с драматизацией сказки «Сорока-белобока» ,
разучивание песенок, стишков, загадок поговорок. скороговорок, с применением
интерактивных технологий Русские
традиции празднование « Нового года», «Рождественские гуляния», «Колядки» с
применением игр-забав. Выставка детских работ «Мастерская деда Мороза». К
«23 февраля» заучивание поговорок о
смелости, силе, добре, чтение сказок. спортивное развлечение с родителями. Просмотр мультфильма «Сорока-белобока» |
||
III Квартал |
Выступили
на празднике Масленица на БФАИ С танцем «КОЛОБОК», К
«8 МАРТА» драматизация сказки «КОЛОБОК» разучивание песенок, стишков, загадок
поговорок. скороговорок, закличек, хороводных игр. |
||
Заключение
Проанализировав
работу по направлению «Фольклор как средство социально-коммуникативного развития дошкольников»,
решила продолжить работу по развитию
речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
посредством фольклора.
Совместно с родителями обогатили предметно –
развивающую среду виды театра, маски костюмы, атрибуты к выступлениям. Создала
картотеку потешек, загадок, песенок и сказок для ознакомления детей и их родителей. Составила план мероприятий, куда вошли непосредственно
образовательная деятельность, речевые досуги, придумывание и отгадывание
загадок, использование потешек и прибауток, спортивные досуги, артикуляционная
гимнастика, пальчиковая гимнастика, чтение и разбор русских народных сказок,
театрализованная деятельность, наблюдения, народные подвижные и хороводные игры;
фольклорные праздники. жанров: сказки, пословицы, частушки, потешки,
скороговорки, чистоговорки, песенки
Для реализации 2-го
основного этапа проведен цикл практических дел. Первым из них является
знакомство ребенка с малыми фольклорными формами: пестушками, потешеками,
прибаутками, считалками, скороговорками, песенками-небылицами. Были подобраны
потешки, которые активно применяю в различных видах детской деятельности.
Вместе с потешками: причесываемся, одеваемся на прогулку, умываемся,
кушаем и играем. Делаем гимнастику, приговаривая потешки.
У детей отметила, положительные
результаты по использованию малых форм фольклора на занятиях и в режимных
моментах, речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные
предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.
А также фольклор
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2019
Дата обновления: 23.10.2019
Дата публикации: 23.10.2019