Картотека "Фольклор как средство коммуникативного развития детей"

23.10.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Светлячок»

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Фольклор как средство социально-коммуникативного развития дошкольников»

 

 

 

Проект подготовила :

Рушенцева Светлана Владимировна

Воспитатель I КК

                       

п.Белоярский 2019г

 

 

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоеванного русским  искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи….

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только знаний»

Д.С.Лихачев

Пояснительная записка

Народная культура обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с дошкольниками фольклорных произведений позволяет не только приобщить детей к традициям и обычаям предков, но и создает  уникальные условия для развития  представлений об окружающем мире, понимания закономерностей происходящего, развития речи, способствует появлению у ребенка уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развивает коммуникативные навыки.

Впечатления, полученные в детстве, создают  фундамент для развития нравственных чувств и представлений.

Народная культура обладает большим потенциалом в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

Актуальность

Русский народный фольклор – это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, деликатностью по отношению к человеку.

            Фольклор – источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народным творчеством  прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. Одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.

Реализация проекта  должна начинаться с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Аннотация проекта:

Проект имеет следующие направления: нравственное, познавательное, социально-коммуникативное, речевое. Проект нацелен на развитие уровня духовности  , любви к своему Отчеству, а также сотрудничество родителей, педагогов и детей.

Проект содержит три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Цель проекта: - развитие  познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей по средствам использования произведений устного народного творчества.

Задачи:

1.Побуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных через знакомство с малыми формами фольклора (русские народные песни, сказки, потешки, пестушки, колыбельные песни, хороводные игры, пляски);                                               2.Приобщать  детей к русскому народному творчеству;               

3. Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе работы с фольклорным материалом (хороводные игры, пляски, драматизация русских народных сказок);

В соответствии с ФГОС ДО проект построен  на принципах:

Принцип развивающего  обучения-развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность детей в зоне ближайшего окружения, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач  образования детей дошкольного возраста, в процессе которых формируются знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Принцип интеграции образовательных областей: в соответствии с возрастными  особенностями и возможностями  воспитанников.

Принцип гумманизации в проекте означает:

-признание уникальности и неповторимости каждого ребенка

-признание  возможности развития  личного потенциала каждого ребенка

-уважение всех участников образовательного процесса к личности ребенка

Принципы организации образовательной деятельности:

Наглядность, сознательность и активность, доступность  и мера, научность, учет возрастных индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность.

Для реализации проекта  использованы следующие методы:

Наглядный :

-чтение педагогом рассказов, потешек, пословиц, поговорок:

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов старины

- проведение народных хороводных игр сопровождающихся народными песнями

- знакомство детей с декоративно-прикладным  искусством Хохлома, Городец  Дымковской,  каргопольской, филимоновской игрушкой

Словесный:

- заучивание считалок, поговорок, пословиц, потешек, закличек

-прослушивание аудио сказок

- беседы  с элементами диалога, обобщающие рассказы  воспитателя;

- проведение разнообразных игр  драматизаций

Практический :

-организация продуктивной деятельности

-организация постановок  сказок

-организация  праздников, развлечений и традицийХочу такой сайт

-участие детей, родителей и педагогов в изготовлении поделок, пошив костюмов

-организация  окружающей предметно-пространственной среды.

 

 

Первый этап. Подготовительный . Накопление  информации

Сбор материалов  изучение литературы

Подготовка наглядного материала для детей. Составление плана работы и проводимых мероприятий.

Работа с родителями

Проведение родительского собрания, с разъяснениями о работе проекта, вовлечение родителей в совместную деятельность помощь в подготовке  материалов ,атрибутов по фольклорной деятельности.

Основной этап

Младшая группа

I Квартал

Знакомство со сказками «Репка» «Курочка ряба», пальчиковые игра «Сорока-Белобока», колыбельная «Баю баю,баиньки » ,разучивание  потешек «Идет коза рогатая», «У медведя во бору», «Водичка, водичка, умой мое личико ,подвижная игра «Как у дяди Трифона», праздник «Осени» с применение музыкального фольклора и театра кукол.

II Квартал

 Просмотр мультфильма  «Теремок, Драматизация  сказки «Теремок» на Новогоднем утреннике, разучивание частушки «Эх ,топни, нога, не жалей сапога». Прослушивание песни «Валенки», Аппликация «Валенки», Подвижная игра

«Найди пару» , знакомство детей с «Рождеством»,»Колядки»

III Квартал

Знакомство с Масленицей, разучивание песенки «Блины», Знакомство с   предметами обихода –деревянными ложками, бубном, бубенцы, танец «Самовар», Загадывание загадок  про весну, заклички о весне, пение песенок о маме.

 Приняли с детьми участие в конкурсе . «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД» Дистанционные мероприятия для педагогов ,воспитателей детей и родителей .Номинация :Декоротивно-прикладное –творчество. Название работы «ЛОШАДКА» нетрадиционная техника рисования. Заняли IIместо. Организация развивающей среды  «Огород на окне»

Средняя группа

I Квартал

Загадывание загадок , что растет в «Саду и  огороде», дидактическая игра « Овощи фрукты» ,игра «Веселый бубен», сюжетно-ролевые –игры. Просмотр мультфильмов , презентаций по теме «Осенняя ярмарка». Организация  осеннего праздника

 « ЯРМАРКА» разучивание песенок, стишков, загадок, поговорок, потешек, знакомство с музыкальными инструментами балалайка, трещетки, бубны,

Приняли с детьми участие в конкурсе . «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД» Дистанционные мероприятия для педагогов ,воспитателей детей и родителей .Номинация :Осенние творчество. Название работы «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» Пластилинография  заняли III место. Приняли участие в выставке «Осенние Фантазии» Праздничный концерт к «Дню пожилого человека» исполнили танец с ложками «ПОВОРЯТА!»

II Квартал

Приняли участие в праздничному концерте «День матери», с  драматизацией сказки «Сорока-белобока» , разучивание песенок, стишков, загадок поговорок. скороговорок, с применением интерактивных технологий

Русские традиции празднование « Нового года», «Рождественские гуляния», «Колядки» с применением игр-забав. Выставка детских работ «Мастерская деда Мороза».

К «23 февраля» заучивание поговорок  о смелости, силе, добре, чтение сказок. спортивное развлечение с родителями.

 Просмотр мультфильма «Сорока-белобока»

III Квартал

Выступили на празднике Масленица на БФАИ С танцем «КОЛОБОК»,

К «8 МАРТА» драматизация сказки «КОЛОБОК» разучивание песенок, стишков, загадок поговорок. скороговорок, закличек, хороводных игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав работу по направлению «Фольклор как средство социально-коммуникативного развития дошкольников», решила продолжить работу по  развитию речи и коммуникативных навыков детей дошкольного  возраста  посредством фольклора.

Совместно с родителями обогатили предметно – развивающую среду виды театра, маски костюмы, атрибуты к выступлениям. Создала картотеку потешек, загадок, песенок и сказок для ознакомления детей и их родителей. Составила план мероприятий, куда вошли непосредственно образовательная деятельность, речевые досуги, придумывание и отгадывание загадок, использование потешек и прибауток, спортивные досуги, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, чтение и разбор русских народных сказок, театрализованная деятельность, наблюдения, народные подвижные и хороводные игры; фольклорные праздники. жанров: сказки, пословицы, частушки, потешки, скороговорки, чистоговорки, песенки  

Для реализации 2-го основного этапа проведен цикл практических дел. Первым из них является знакомство ребенка с малыми фольклорными формами: пестушками, потешеками, прибаутками, считалками, скороговорками, песенками-небылицами. Были подобраны потешки, которые активно применяю в различных видах детской деятельности.  Вместе с потешками: причесываемся, одеваемся на прогулку, умываемся, кушаем и играем. Делаем гимнастику, приговаривая потешки.

У детей отметила, положительные результаты по использованию малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах, речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2019

Дата обновления: 23.10.2019

Дата публикации: 23.10.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».