10.03.2020
Музыка и движения занимают особое
место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется психологическими
особенностями дошкольников. Большая роль в воспитании
здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности. Подвижные игры –
это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Включая
в подвижную игру соответствующую музыку – интересный приём, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения
координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает
чёткий сигнал к началу действия.
Организация музыкально - подвижных игр:
•
Вовлекать детей в игру следует яркими
атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т. д.
• Необходимо
правильно подбирать темп музыки.
• В играх с соревновательными
элементами мелодия одна сменяет другую.
• Игры подбираться в соответствии с
программными требованиями.
• Педагог должен знать наизусть ход
и правила игры.
•
Обучение подвижным играм должно представлять
организованную систему.
• Переходить от простых игр к
сложным следует постепенно, не дожидаясь пока дети потеряют интерес к уже
знакомым играм.
• Важно следить за дозировкой
физической нагрузки, т. к. её
затягивание может привести к утомлению играющих.
• Сигнал об окончании игры подаётся,
когда дети получили от неё удовольствие.
• Не стоит
забывать о подведении итогов игры.
Данные игры
могут использоваться как на
прогулке, на физкультурных занятиях, так и спортивных праздниках и развлечениях.
Цель
данных игр:
• Придать
яркую эмоциональную окраску подвижным
играм на занятиях и развлечениях.
Задачи:
•
учить детей действовать по музыкальному
сигналу;
• учить
различать музыку разную по характеру;
• выполнять
действия в соответствии с музыкой;
• развивать внимание и умение
ориентироваться в пространстве;
• развивать ловкость и быстроту
движений;
• выполнять действия в соответствии
с правилами;
• формировать умения действовать
сообща.
Музыкальных подвижных игр
для детей существует
множество:
1. Зайцы и охотник.
Первая
часть музыки «зайцы» произвольно прыгают на двух
ногах.
Вторая
часть музыки- «зайцы» застыли, прячутся, «Охотник» ходит между ними,
отходит, хлопает в ладоши и говорит: «Пиф-паф!».
Зайцы падают
на спину и лежат, не шевелясь. «Охотник» уходит
за мешком, а зайцы неслышными шагами убегают в условленное место.
«Охотник» возвращается с мешком, удивляется, «зайцев» нет, значит он
промахнулся. (Песня «Зайка» Е.
Железнова, «Марш» Ф. Наденеков- «Ладушки»-старшая группа)
2. Русская народная игра «Горелки»
Большинство старинных детских игр являются
коллективными. Это связано с тем, что традиционная русская семья являлась многодетной. Дети в общине
воспитывались совместно, проводили много времени с ровесниками. Каждая игра имела свой глубокий
потаенный смысл, являясь обрядовой и символизируя силы природы.
«Горелки» - одна из популярных, но, к сожалению, забытых русских старинных забав. В 19 веке в
ней участвовала молодежь 16-18 лет. Во время игры молодые люди присматривались
друг к другу, проявляли симпатию, оказывали знаки внимания. Позже игра стала исключительно детской
забавой. Она увлекательна для детей 5 - 7 летнего возраста.
Цель игры: сплотить коллектив; развить в детях способность
концентрировать внимание, скорость и ловкость; сформировать навыки общения.
Ход игры
Собирается нечетное количество
участников, оптимально 7-13 человек. Чем больше детей, тем веселее.
Все хором произносят любую считалочку, на ком
произносится последнее слово - тот и водящий - «Горелка» (в
старину слово водить еще называли словом маяться).
Остальные образуют пары и берутся за
руки. В давние времена, когда в игре участвовала молодежь, парень вставал в
пару с девушкой. Сейчас это правило не соблюдается.
Пары встают друг за другом в ряд-колонну. «Горелка» отворачивается
от остальных детей. Теперь нужно прочертить линию. Она должна располагаться
через 5-10 метров от ведущего. Чем меньше возраст играющих детей, тем короче расстояние от ведущего-«горелки» до
проведенной черты.
Все участники, взявшись попарно за руки, дружно поют песню:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не проворонь,
А беги, как огонь!».
Последняя строчка песенки - сигнал к активному
действию детей из крайней пары. Они разъединяют руки и стремительно бегут к
заветной черте. Ведущий должен поймать за руку одного из пары. Если это ему
удается, он встает в пару с тем, кого не догнал. Пойманный ребенок
становится «горелкой».
Если догнать никого не удалось, то ведущий не меняется. Пара «сбежавших» игроков
объединяется за чертой, затем встает в начало общей колонны. Если «горелка» не
быстр и не ловок, он долго остается в роли ведущего, а остальные его
подбадривают. Но целесообразно будет, если водящего поменять через три не
пойманные пары, вновь рассчитавшись по считалке.
В «горелку» дети могут играть достаточно долго. Коллективная игра – это не только весело и
забавно, но поучительно. Такие игры приносят огромную пользу как здоровью
детей, так и их эмоциональному настрою.
3.
«Бездомный
заяц»
Цель: быстро бегать;
ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц».
Остальные «зайцы» стоят в обручах
– «домиках». «Бездомный заяц» убегает,
а «охотник» догоняет. «Заяц» может
встать в домик, тогда «заяц»,
стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им,
а «заяц» - «охотником».
4. Подвижная
игра «Воробьи и вороны».
Цель: Развивать у детей
внимание, мышление, ловкость, координацию движений.
Описание
игры: Для игры понадобятся круги
черного и коричневого цвета, на один два меньше чем игроков. Круги будут
условным обозначением для «ворон» и «воробьев». Если ребенок встал в черный
круг он ворона, если в коричневый – воробей. Стоя в кругу черного цвета (будучи
«вороной»), играющий произносит: «Кар-кар» и берется правой рукой за левое ухо,
а левой рукой за нос, затем левой рукой за правое ухо, правой рукой за нос.
Стоя в кругу коричневого цвета (будучи «воробьем»), играющий произносит: «Чик –
чирик», вынося правую ногу вперед под углом 90 градусов, левой рукой касаясь
колена, затем вынося левую ногу вперед под углом 90 градусов, правой рукой
касаясь колена. Круги раскладываются на полу (земле). Играющие на носочках
бегают по залу (площадке). Затем водящий говорит: «Летели, летели - птицы
летели». После этих слов игроки занимают круги любого цвета, выполняя
кинезиологическое упражнение в соответствии с выбранным цветом круга. После
слов водящего: «Летели, летели – вороны летели», игроки занимают только круги
черного цвета, и произносят «Кар-кар» », берутся правой рукой за левое ухо, а
левой рукой за нос, затем левой рукой за правое ухо, правой рукой за нос. Кому
не хватило круга черного цвета или если кто-то по ошибке встал в коричневый
круг, выбывает из игры. Если водящий произносит «Летели, летели – воробьи
летели», то игроки занимают только круги коричневого цвета, проговаривая «Чик-чирик»
и вынося правую ногу, согнутую в колене, вперед под углом 90 градусов, левой
рукой касаясь колена, затем вынося левую ногу вперед под углом 90 градусов,
правой рукой касаясь колена. Кому не хватило круга коричневого цвета или если
кто-то по ошибке встал в круг черного цвета, выбывает из игры. Игра повторяется
несколько раз.