Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 «Светлячок» (далее программа) разработана на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образований в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.09.2022г №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав МБДОУ
детский сад №4 «Светлячок».
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и
воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем
его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого
ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщения к
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и
культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Программа состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть
программы соответствует ФОП ДО и составляет 80% от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет 20% и
направлена на развитие детей в одном или нескольких образовательных областях,
видах деятельности.
Программа включает в
себя учебно – методическую документацию, в состав которой входят рабочая
программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп,
календарный план воспитательной работы.
В программе
содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения программы; подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее ‒ КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее ‒ ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в ДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В
разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах,
федеральный календарный план воспитательной работы.